Десятый Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Десятый Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)

  <<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>

 

Лекция XIV

 

i

Десятый Аркан Г.О.М.

 

 

 

 

Знак десятого аркана в еврейском алфавите Йуд, IHVH, Тетраграмматон (Jod); числовое значение его = 10; астрологическое соответствие – Знак Девы в Зодиаке (Зодиакальный знак Девы, Дева).

 

Иероглифом аркана служит указательный палец человека.

 

Указательный палец служит для повелительного жеста человека. Если последнего отождествить с Микрокосмом, т.е. рассматривать как замкнутую систему, то повелительный жест указательного пальца характеризуется как проявление наружу этой замкнутой системы.

 

Еще яснее это значение десятого аркана характеризуется фаллическим начертанием самого знака Jod. Phallus еще более, чем указательный палец, символизирует упомянутое проявление наружу замкнутой системы Микрокосма.

 

Картина аркана, именуемая Sphinx или Rota Fortunae (la Roue de Fortune) в верхней своей части дает изображение Сфинкса, вооруженного мечом и покоящегося на неподвижно укрепленной платформе. Несколько ниже мы видим Соломонову Гексаграмму (знак Макрокосма), вращающуюся вместе с колесом, очерчивающим ее своим ободом. Обойма, на которую опирается ось колеса, в нижней своей части (под колесом) переходит в двойной кадуцей. Само колесо с правой стороны (зеркально) своим вращением увлекает вверх (к Сфинксу) кинокефала Hermanubis с тройным кадуцеем в правой руке. Слева то же колесо увлекает вниз крокодилье туловище Typhon'a, с человеческой головой и двузубцем (иногда – трезубцем) в левой руке, направленным вниз.

Что дает нам в общих чертах эта конфигурация?

 

Какую-то замкнутую систему, одаренную процессами внутренних изменений.

 

Эта система увенчана неизменным, всегда однообразно-действительным, однообразно-продуктивным методом Сфинкса – oser, se taire, savoir, vouloir – ведущим к усовершенствованию астросомов.

 

Сама мельница, доминируемая платформой этого метода, одних влечет вверх (Hermanubis), другим облегчает падение (Typhon).

 

Стремящиеся вверх, носители знака Великого Растворителя Azoth, все же сохраняют на плечах собачью голову своего прежнего несовершенного состояния, следы былой импульсивности, былого невежества и дурных инстинктов.

 

Павшие с высоты, вооруженные пагубной системой провозглашения ненейтрализованных бинеров, все же хранят следы былого величия, обнаруживая неожиданным образом человеческую голову – остатки благородства, справедливости, верности на поприще темных комбинаций, мало применяющихся к этим началам.

 

Вот незамысловатая картинка десятого мажорного аркана Тарота.

 

Мельница Превращений, освященная чем-то Высшим. Нечто беспощадно влекущее и перемалывающее нас с явным проблеском связи с Высшим, притом связи методической.

 

Нужды нет, что на картине очерчена лишь астральная область: наше воображение дополнит ее зрелищами ментальных токов и элементарного (физического) Колеса Фортуны.

 

С Архетипом и Его Высокими Инфлуксами мы связаны тем, что обыкновенно называют "Заветом". Да будет первый заголовок нашего аркана Testamentum.

 

В области этого Завета протекают ментальные принципы.

 

В среде самого Человечества, так сказать, в сфере его проявлений, мы имеем "Великое Колесо Тарота", ведущее к тому, что наша раса называет – Qabbalah – Каббала; то, что служит поверочным орудием построения нами астральных форм. Да будет это слово Qabbalah вторым заголовком аркана.

 

В плане Природы мы имеем дело с беспощадным Колесом Фортуны, иначе именуемого "Мировою Мельницею". Это колесо все мелет, все ассимилирует, все приспособляет, приподнимая одно, опуская другое и, как и всякая Rota, ничего не оставляя неподвижным, стационарным, кроме своей оси, имя которой есть: возможность существования иллюзии, именуемой "Материя". А потому да будет третий заголовок – Fortuna.

 

Это то, что нам дает природа по десятому аркану.

 

В обиходных курсах Оккультизма мы часто встречаемся в этом аркане с другими заголовками: Regnum Dei, Ordo, Fortuna.

 

Эти заголовки передают почти те же идеи в менее определенной форме. Понятие о Царствии Божием в какой-либо области проявлений сводится к допущению существования во времени момента maximum'a благосостояния, гармоничности и функциональной приспособленности этой области.

 

Царствием Божиим для какой-нибудь планеты будет эпоха наивысшего ее расцвета в упомянутом смысле.

 

Царствием Божиим для субъекта будет эпоха наивысшей гармонии совокупности его восприятий и манифестаций. Конечно, следует помнить, что эпоха Царствия Божия для целого организма, вообще говоря, не совпадает с эпохою такового же Царствия для отдельных его органов. Например – момент наступления этого Царства для Марса не совпадет с аналогичным моментом для всей Солнечной системы. Веру в Царствие Божие я склонен рассматривать как отражение Завета (Testamentum) в зеркале Надежды.

 

Ordo значит порядок. Но ведь Каббала есть высший синтез порядков всех нам доступных астральных проявлений.

 

Как видите, наши заголовки по духу не отличаются от общепринятых.

 

Перехожу к арифмологическому анализу аркана.

 

10 = 1 + 9

 

Единое проявление не самим собою, а девятью клише, так сказать – девятью отражениями или преломлениями, характеризующими его своей совокупностью.

 

Выражаясь схоластически: мы воспринимаем предмет при посредстве девяти атрибутивностей.

 

10 = 9 + 1

Эти 9 атрибутивностей реализуются в одном синтетическом десятом проявлении, играющем роль как бы семени или зерна конкретного объекта.

 

Эти два тезиса совокупно можно выразить следующей формулировкой: суть предмета скрыта за завесой его свойств, а свойства нащупываются не сами по себе, а на чем-то конкретном.

 

Разовьем этот тезис в схеме, переданной нам Традицией Белой Расы.

 

 

СЕФИРОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Суть предмета, согласно тройственному закону, проявляется прежде всего Тернером типа Великого Аркана.

 

Первое проявление будет носить, как и самый объект, который я мыслю законченным, нейтральный, андрогинный характер.

 

Этого замечания достаточно для фиксации типа треугольника первых проявлений.

 

Второе проявление будет носить активный характер; третье – пассивный по схеме ХеЙудДагеш, Точка.

 

Этот Высший Тернер дважды отразится в форме тернеров типа нисходящего треугольника.

 

Вся система этих отражений проявится конкретным синтезом, который получит название десятого проявления сути объекта. Это проявление, конечно, тоже обладает андрогинатом (нейтральностью) на правах синтеза.

 

В общем получится следующая схема:

Схема Сефирот, Сефирот Древа Жизни

 

Чертеж 35

 

Занумерованные десять проявлений носят название сефирот объекта.

 

Слово Sephirah (Сфира) можно перевести: или "нумерация", или "лучезарность, видимость". Sephiroth (Сефирот) есть множественное число от Sephirah (Сефира).

 

Таким образом, выходит, что всякий объект дает повод к подсчету десяти проявлений, или, иначе, – всякий объект светится десятью видимостями, наподобие светильника, стоящего в центре граненого фонаря с десятью разноцветными стеклами.

 

Таким образом, выходит, что всякий объект дает повод к подсчету десяти проявлений, или, иначе, – всякий объект светится десятью видимостями, наподобие светильника, стоящего в центре граненого фонаря с десятью разноцветными стеклами.

 

Десять сефирот объекта составляют как бы семейство. В этом семействе еврейская Каббала различает: I) Верховного Андрогина (1), или Макропрозопа (термин греческий; перев. евр. слова "долголицый"); II) Отца (2); III) Мать (3); IV) их Дитя, представляемое совокупностью шести сефирот (4, 5, 6, 7, 8, 9), владеющее андрогинатом и носящее название – Микропрозоп ("малолицый"). Центром функциональной деятельности Микропрозопа будет шестая сефира, а органом ее активности – девятая. V) Супругу или Невесту Микропрозопа, т.е. сефиру 10.

 

Но ведь всякому замкнутому семейству в цепи причинностей будет предшествовать некоторое другое семейство и т.д., вплоть до Первоисточника.

 

Еврейские каббалисты восходили лишь до семейства Первоначальной Сефиротической Системы Вселенной, считая эту Систему Проявлением некоторой Непостижимой Эссенции, именуемой нами Ain-Soph, или Ain-Suph (буквально – Не-Постижимое).

 

Анализа самого Ain-Soph они не допускали.

 

Розенкрейцеры позволяли себе называть не только первые сефирот Вселенной, но и Членов Семейства, помещаемого ими между Ain-Soph и этими сефирот. Итак, в Розенкрейцерской схеме Непостижимое, Бесконечно-Однородное, Бесконечно-Гармоничное, Вседовольное Начало выражает себя активно, так сказать – хочет проявиться некоторым Jod'ом, а именно тем, что мы назовем Трансцендентальной Любовью. Это проявление будет Отцом Первого Семейства.

 

Этот Отец самим стремлением своим (носящим характер лучезарности) определит существование некоторой Пассивности, строго соразмеренной с его активностью. Пассивность эта будет первым He Первого Семейства, тем, что мы назовем Трансцендентальною Жизнью.

 

Элемент этот, в противоположность Лучезарному Jod'у, должен носить как бы теневой характер. Это нечто затемненное, готовое принять в себя Лучезарный Инфлукс Непостижимого. Отсюда его латинское название – Restrictio – Теневое Ограничение в среде Бесконечного Света.

 

Итак, у нас Трансцендентальная Любовь (Первый Отец) оплодотворяет Трансцендентальную Жизнь (Первую Мать).

 

Эти Мистические Персоны порождают Логос – Трансцендентальное Слово, – Великого Архитектора Вселенной, "без Которого ничто же бысть, еже бысть".

 

Логос эманирует второе He Первого Семейства, проявляющееся десятью Сефирами Второго (черт. 36) при посредстве Первой из них, т.е. Макропрозопа Вселенной, именуемого Сефирою Короны (Kether).

 

Дальше идут остальные 9 Сефир Второго Семейства в схеме т.наз. Четырех Миров.

 

Каббала, Каббалистический Мир Эманаций

Каббала, Каббалистический Мир Творения

Каббала, Каббалистический Мир Формирования, мир Образований

Каббала, Каббалистический Мир Действий, Мир Реальностей

 

Чертеж 36

 

Мир Эманаций – Olam ha Aziluth (Олам ха Ацилут) – содержит в себе, как мы видим, Андрогинную Корону (Макропрозопа), проявляющуюся, как и надлежит уравновешенной Ментальности, с одной стороны – совокупностью Того, Что может познавать (Сефира Мудрости – Chocmah (Хохма), с другой стороны – совокупностью Того, Что может служить объектом познания (Сефира Разума – Binah (Бина - Сефира Понимания), естественно ограничивающая предыдущую).

 

В Мире Творчества – Olam ha Briah (Олам ха Бриа), – мы встречаемся с активной Сефирой Милосердия (Chesed - Хесед), являющейся отражением жажды познания, т.е. экспансивности Второй Сефиры (Мудрости), и с пассивною Сефирою Строгости (Pechad - Пехад (Страх) или Geburah - Г'вура (Сила)), ограничивающей Милосердие вследствие конечности области объектов познания (т.е. в силу ограниченности Разума).

 

Нейтрализуются эти Сефиры великолепием сияния Сефиры Tiphereth (Тиферет) – Мировой Гармонии, Универсальной Красоты.

 

И что может быть в этике лучезарнее точного уравновешивания Милосердия Строгостью, Доброты – Закономерностью? Разве избыток милосердия не палит нестерпимым огнем согрешившего, заставляя его самого молить о правосудии? Разве избыток строгости не может лишить надежд на спасение заблудшего члена Семьи Душ?

 

Милосердие, соразмеренное со строгостью, решает любую этическую задачу.

 

Переходим к Миру Образований – Olam ha Jezirah (Олам ха Йецира).

 

В нем мы видим Победу Добра над злом, Духовного над материальным, Светлого над темным, Активного над косным – активную седьмую Сефиру Netzah (Нецах - Победа), в которой пребывает Посвященный, безошибочно избирающий правую тропу в шестом аркане.

 

Но активное стремление к выбору правых троп не исключает необходимости спокойного движения по выбранной тропе без лихорадочной жажды или ожидания новых выборов. Ведь надо же хоть несколько шагов пройти по выбранной тропе; надо хоть на минуту успокоиться после победы, отдохнуть на отбитой позиции, дождаться плодов посеянного добра.

 

Да, нужно эту мощную Сефиру ограничить пассивною Сефирою Славы или Покоя (Hod - Ход, Великолепие).

 

Эта таинственная Сефира дает нам кажущееся парадоксальным сочетание отсутствия движения с наличием жизни. Ведь двигаться – значит встречать новые распутья, а жить как будто значит двигаться, по крайней мере, в пределах понимания нами материального плана. Сефира Hod ставит нам как бы тезис жизни без движения. Это Великая Тайна, постигаемая лишь в экстатическом состоянии.

 

Победа и Слава нейтрализуются андрогинною, завершенною Формою, Основанием (Jesod - Иесод, Основание) всякой конкретности (Fundamentum omnium rerum).

 

И действительно, – чтобы существовала форма, надо ее выделить, выбрать (Победа – выбор пути) так, чтобы на ней остановиться (Покой, Слава).

 

Вот процесс порождения девятой Сефиры Jesod (Иесод), проектирующейся в Мир Реальностей (Olam ha Asiah - Олам ха Асиа) Сефирою Царства (Malchuth или Malkuth - Малхут), т.е. зародышного состояния конкретного мира, нами обитаемого.

 

Итак имеем следующее распределение Членов Второго Мистического Семейства:

Макропрозоп – Корона. Отец – Мудрость. Мать – Разум. Микропрозоп – Совокупность Сефир Милосердия, Строгости, Красоты, Победы, Славы и Формы. Супруга его – Царство.

 

Обращаю ваше внимание на изящество и назидательность трех систем проекций Сефир в вертикальных столбцах.

 

В среднем, нейтральном столбце (n) Дуновение Логоса – Великая Корона – проектируется от Имени Архетипа принципом Красоты. Красота отражается Формою, а Форма – Конкретностью.

 

В правом, мужском столбце (+) Мудрость учит Милосердию и готовит Победу.

 

В левом, женском столбце (–) Разум вещей учит Справедливости и дает Покой.

 

Каждая из сефир Второго Семейства может рассматриваться сама по себе как замкнутая система и потому обладает собственными сефиротическими проявлениями; эти проявления, опять-таки, поддаются анализу по сефиротической схеме и т.д., а потому мы можем сказать, что эти схемы в дальнейшем будут служить нам общим шаблоном анализов элементов, имеющих войти в наш курс Эзотеризма.

 

Раньше, чем давать примеры подобных исследований, я позволю себе ознакомить вас с тем, что каббалисты называют "каналами сефиротической системы", т.е. возможными путями перехода от сефиры к сефире. Этих каналов насчитывают 22 (по числу знаков еврейского алфавита), причем распределяют их по одной из двух следующих схем:

 

Древо Жизни, Цинарот, Пути на Древе Жизни, Каббала   

 

Древо Жизни, Цинарот, Пути на Древе Жизни, Каббала

 

Чертежи 37 и 382 схемы каналов с нумерацией их

 

 

Эти каналы позволят нам намечать с удобством так называемые "диабатические процессы", т.е. операции сложного перехода от одной сефиры к другой при посредстве некоторых промежуточных сефир.

 

Диабатические процессы могут быть восходящими или нисходящими. Дадим примеры процессов того и другого рода.

 

I ПРИМЕР:

 

Нормальный нисходящий диабатичесий процесс, или процесс порождения мира:

 

Идея знания (Корона) естественно раздваивается на сефиру жажды познания (Мудрость) и сефиру области объектов познания (кстати сказать – являющейся замкнутой, ограниченной для данного мироздания). Это – так называемый Разум вещей.

 

В этой фазе пройденный путь определяется каналами 1, 4.

 

Возвращаясь по каналу 4 в сефиру Мудрости, мы, при посредстве канала 6, отражаем ее в форме Милосердия и тотчас вынуждены уравновесить таковое сефирою Справедливости, воспользовавшись для этого каналом 9.

 

Тогда мы можем породить (канал 12) Гармонию (Красоту) формальных проявлений; вкус к абсолютной красоте легко приведет нас (по каналу 14) к перманентным Победам удачным выбором форм; явится желание (при помощи канала 17) вкусить Славу – плод Победы, т.е. попросту остановиться, успокоиться на определенных Формах, которые как бы будут нам доставлены дальнейшим движением вперед (по каналу 20). Далее остается инволюировать Формы, сделать их конкретными (опустившись по каналу 22).

 

II ПРИМЕР:

 

Нормальный восходящий диабатический процесс:

 

Изучая конкретности (Царство), человек доходит до пребывания в сефире Форм, т.е. не нуждается в манипуляциях над конкретностями, заменяя их комбинациями форм в своем воображении. Он, значит, пробежал 22-й канал.

 

Этим Формам надо дать жизнь, удержав их в каком-то особом мире, осветив их светом особой Славы (переход в 8-ю сефиру по 20-му каналу).

 

Освещение этих форм дает возможность установить полярности добра и зла, светлого и темного, тонкого и грубого и т.п., подготовив Победу седьмой сефиры переходом 17-го канала.

 

Победа в процессе учета полярности, сопровождаясь правильною оценкой их взаимоотношений, приведет 14-м каналом к желанию создать Гармонию полярностей, т.е. нейтрализацию всех бинеров.

 

Отчетливость знания бинеров толкнет нас 12-м каналом в сефиру Справедливости, а предпочтение к положительным полюсам, сопутствующее нам в силу недавно одержанной Победы, побудит нас уравновесить Справедливость Милосердием.

 

Но принять во внимание придется одновременно оба элемента, что вынудит нас вернуться 9-м каналом к Справедливости, понять ее как строгую закономерность, призадуматься над вопросом о том, что из возможности закономерного строя вытекает конечность числа объектов Вселенной, т.е., попросту говоря, перебраться в сефиру Разума 8-м каналом.

 

Вопросы об объектах познания толкнут нас на рассуждение о тождественности или нетождественности Миров субъективного и объективного, иначе сказать – незаметно переведут нас по 4-му каналу в сефиру Познающего элемента, откуда легко попасть в первый канал стремлением создать идею процесса Познания вообще, являющуюся Венцом (Короною) мощи нашей ментальности.

 

Выше могут быть только попытки воспринять Вечный Свет Инфлукса Первого Семейства.

 

III ПРИМЕР:

 

Восхождение по центральным каналам:

 

От Конкретностей ученый идет 22-м каналом к Формам, полное познание которых может привести к пониманию Красоты даже помимо элемента вдохновения. Этот трудный, но возможный путь фигурируется 15-м каналом, каналом астральной мощи.

 

Далее идет восхождение к Абсолюту Мира Идей (Короне) 3-м каналом, так сказать руслом Производительности в астральной области, позволяющей часто незаметно для самого себя улавливать принципы, благодаря частому неустанному обращению с законами.

 

Я думаю, что этих примеров достаточно для того, чтобы слушатели могли попытаться самостоятельно истолковывать другие типы переходов по каналам. Занятие это принадлежит к числу наиполезнейших применений при медитации. Ему усердно предавались средневековые раввины.

 

Я позволяю себе перейти к примерам разложения замкнутых систем на их сефиротические атрибутивности.

 

 

I. ПРИМЕР ИЗ ОБЛАСТИ ТЕУРГИИ(Ментальный план)

 

Теургической операцией называют достаточно авторитетную, планомерную и целесообразную попытку воздействия на ментальные токи Вселенной в той ее части, которую мы называем Архетипом, в целях производства или ускорения определенных астральных формаций или физических реализаций.

 

Выражаясь по-домашнему – mens теурга входит в общение с Архетипом, чтобы через его посредство добиться чего-нибудь астрального или реального.

 

Элементарнейшим типом теургической операции является то, что мы называем молитвою.

 

Молитвы бывают более или менее сложные, в зависимости от миросозерцания молящегося и от объекта, испрашиваемого молитвою.

 

Если молитва не имеет специального назначения, а предназначена лишь для общения с Архетипом в целях получения Высших Инфлуксов во всех фазах жизненных проявлений, то она явится прямым отражением миросозерцания молящегося, так сказать – теургической фотографией оперирующего Микрокосма.

 

Из этого следует, что молитва каббалиста будет замкнутой системой, разложимой по Сефирам Вселенной. Такова Молитва Господня:

 

Pater noster qui es in coelis – (обращение в Молитве Господней) будет аналогически соответствовать Тому, Что стоит выше всех Сефирот Второго Семейства, т.е. попросту Лицам Первого Семейства. Самый термин in coelis (на небесах) указывает на нахождение Того, к Кому обращаются, выше так называемого Horizon Aeternitatis.

 

Вместе с тем мы в этом обращении видим соблюдение основного тезиса Теургии, гласящего, что всякая молитва к – Ain-Soph, а не к каким-либо Сефирам или органам Сефирот. Молитва восходит по Сефирам Вселенной; иногда она может подкрепляться обращением к Заступникам, но это обращение играет лишь роль слияния малого ручейка молитвы частной монады с огромной рекой Теургических операций Угодника, а все же вода этого малого ручейка стремится в Необъятный Океан Ain-Soph'а.

 

Sanctificetur Nomen Tuum (первое прошение) конечно значит: "да святится твоя Корона" (Kether), т.е. Великий Аркан Твоего Эманационного Проявления в метафизическом плане. "Да святится" – т.е. да не теряется из виду искателями-мистиками форма Эволютивного Треугольника.

 

Adveniat Regnum Tuum (2-е прошение).

 

Речь, конечно, идет о порождении Царства Гармонии Форм (Сефира Tiphereth) в душе молящегося и в астросоме всей внешней ему Вселенной.

 

Fiat Voluntas Tua sicut in coelo (3-е прошение) означает: "Преклоняюсь перед Великим Законом ХеВавХеЙуд метафизического мира, желая участвовать в его применении своею ментальностью" (область Сефиры Binah, заключающей в себе Разум Вещей, подчиненный упомянутому закону).

 

...et in terra (4-е прошение) значит в переводе – "... и астральным порождением закономерных этических проявлений Сефиры Справедливости (Geburah - Г'вура)".

 

Panem nostrum quotidianum da nobis hodie (5-е прошение) – какой "насущный" хлеб? Хлеб = возможность формально познавать жизнь (ведь сказано "насущный"); днесь = на время от выбора путей по шестому аркану до ближайшего такого же выбора. Как видите, прошение относится к жизни в Сефире Hod, к возможности вздохнуть свободно после победоносных выходов из фаз искушения.

 

Et dimitte nobis debita nostra (6-е прошение) значит: "Приложи к нашим личностям Принцип экспансивной Мудрости (Сефира Chocmah - Хохма)..."

 

...sicut et nos dimittimus debitoribus nostris (7-прошение) – "...который в наших астросомах отражается Законами Милосердия к ближнему". (Сефира Chesed - Хесед).

 

Et ne nos inducas in tentationem (8-е прошение): "избавь нас от нестерпимо частых применений 6-го аркана, столь опасных для результата инкарнации искушаемого". (Сефира Netzah - Нецах).

 

...sed libera nos a malo (9-е прошение): "и даже избавь нас, по возможности, от частого соприкосновения, сближения с системами клише, которые бы могли притягивать нас к отрицательной точке порока в упомянутых применениях 6-го аркана". (Сефира Форм и клише, т.е. Jesod - Иесод).

 

"Лукавый" в этом прошении есть просто искусственная попытка олицетворения стремления без конца искать отображения Абсолюта. Эзотерический чёрт есть просто "отец лжи" или "повод к усложнению и усовершенствованию ложного до бесконечности".

 

Позднее мы узнаем о невозможности проведения такого усовершенствования в фазу бесконечности. Мы узнаем, что завраться, излукавиться, озлобиться можно только до очерченных пределов; что процесс прогрессивной лжи приводит в конце концов к необходимости вернуться к истине.

 

Вся иллюзорность дьявола не мешает, однако, ему иметь своих слуг: вот почему попытки олицетворения отрицательного полюса Абсолютной Истины и Абсолютного Добра встречаются в мифологии всех рас.

 

Итак – все 9 первых Сефирот пройдены. Привожу схему прохождения их в прошениях Молитвы Господней применительно к первой системе каналов.

 

Древо Жизни, Каббала, и молитва

Чертеж 39

 

Восточная Церковь заключает Молитву Господню так наз. Славословием, принадлежащим по всей вероятности Апостолу Иоанну и символизирующим проявление Короны (Kether - Кетер) в десятой Сефире Malchuth (Малхут), т.е. полную магическую реализацию Великого Метафизического Аркана.

 

Греческий текст Славословия в переводе означает:

 

Так как Тебе принадлежит Царствие, и Сила, и Слава в Эонах. Аминь.

 

Термин Эоны мы встречаем в Учении Гностиков. Там он прилагается к олицетворенным отдельным циклам основного динамического ряда, схематизирующего порождение Всего Сущего. Гностические Эоны – это ряд замкнутых индивидуализированных систем, обладающих попарно поляризациями (+) и (-), и размножающихся по закону Вав, Орден Мартинистов ХеЙуд или, точнее, (ХеЙуд ) ХеЙуд .

 

Совокупность всех этих Эонов в этом смысле эквивалентна совокупности населений всех планов Вселенной.

 

Все это приведет к следующей интерпретации Славословия:

 

"Так как Ты Начальный Источник проявлений Великого Аркана во всех Производящих Циклах трех планов Вселенной".

 

В принятой нами схеме Великого Аркана Магии термин Царствие мы отнесем к Элементарной Роте (4), термин Сила – к Астральной Роте (2), а термин Слава – к Метафизическому Треугольнику (3).

 

Следовательно каббалист, будет склонен прочесть Славословие так:

 

Quoniam Tibi sunt Malchuth, et Tiphereth, et Kether, per aeonas. Amen.

 

На практике принято иное чтение, в котором Царствие интерпретируется как Malchuth, Сила – Geburah, а Слава – Chesed.

 

Эти три Сефиры определяют в таблице общей сефиротической схемы некоторый треугольник нисходящего типа. Если обратить внимание на присутствие термина Tibi (Тебе), область которого стоит выше всех Сефирот, то он вместе с Сефирами Geburah и Chesed определит новый треугольник восходящего типа. Получится конфигурация чертежа 40-го.

 

Крестное знамение, Каббалистический Крест

Чертеж 40

 

Четыре ее термина могут быть помещены в концах прямоугольного Креста, одну вершину которого (Tibi) проектируют на лоб молящегося, другую (Malchuth) на его plexus solaris, третью (Geburah) зеркально на левое плечо, а четвертую (Chesed) – на правое плечо, что дает возможность, произнося формулу Славословия, осенять себя Крестным Знамением. При словах "...per aeonas. Amen" принято складывать ладони жестом молитвенного сосредоточения.

 

ДЕСЯТЫЙ АРКАН(продолжение)

 

II. ПРИМЕР ИЗ ОБЛАСТИ МАГИИ (Астральный план)

 

Мы имели случай говорить в пятом аркане о самовнушении по т.наз. немецкому методу и притом упомянули о сокращенности предложенной нами схемы, игравшей роль эскиза процесса, а не полной его картины.

 

В рассматриваемом примере приложения сефиротического анализа замкнутых систем мы разложим систему общего процесса внушения, независимо от того, направлен ли он на астросом самого оператора, на астросомы отдельных его органов и их клеточек или на астрал внешних по отношению к оператору индивидуумов.

 

Роль Первого Семейства по отношению к имеющей возникнуть системе сефирот внушения будет играть Пентаграмматическая Свобода Воли оператора.

 

Kether'ом схемы будет идея внушения, непосредственно в себе заключающая указание на предмет внушения (т.е. манифестацию, которой желаем добиться) – это будет Chocmah системы, и на индивидуумы, которым внушают, так сказать – на область, подвергаемую внушению и играющую роль его Binah – его индивидуального Разума.

 

Совокупность этих трех сефирот и будет ментальною частью имеющей возникнуть волютивной сущности.

 

Содержание внушения определит в эмоциональной части астрала внушения характер эмоции, которая должна возникнуть в силу внушения у пациента; вот вам сефира Chesed (Хесед).

 

Но общая эмоция, последствие внушения, конечно, проходит по различным законам у разных пациентов, и не только оттеняется различными эмоциональными обертонами, но даже может отличаться в своих основных составляющих. Что одного рассердит, то другого только удивит, а третьего приведет в состояние благодушного созерцания.

 

Вот эта субъективная составляющая эмоциональной совокупности вместе с законами, по которым она должна протечь, и будет сефирою Geburah нашей системы.

 

Обе сефиры, Chesed и Geburah, конечно, должны быть стройно нейтрализованы своим Tiphereth, т.е. общей картиной эмоций внушения, представляющейся воображению оператора так, чтобы его mens относил ее к настоящему, а не к будущему времени.

 

Вы помните, что я говорил в пятом аркане об этих трех сефирах, при беглом изложении соединив их в короткое упоминание об эмоциональной картинке.

 

Перехожу к формальной части астрала внушения.

 

Ее Netzah – будет учет тех препятствий в природе пациента и окружающей его среды, с которыми приходится бороться при внушении.

 

Сефирою Hod будет – учет размеров Победы, которую мы одерживаем в предыдущей сефире, так сказать, то, чем мы удовольствуемся во внушении. Скажем – внушая больному возможность шевелить ногой, остававшейся неподвижною, мы должны себе представлять, какою степенью гибкости и резкости движений мы удовольствуемся, на каком результате мы успокоимся для данного сеанса или для данного цикла сеансов внушения.

 

Согласно закону Тернеров, мы обязаны нейтрализовать последние два проявления точной, определенной геометрической картиной выполнения внушаемого (сефирою Iesod нашей системы).

 

Картина эта опять-таки должна оцениваться как настоящая, а не будущая. О ней в свое время говорилось для случая самовнушения.

 

Остается констатировать присутствие конкретного Malchuth в процессе внушения.

 

Мы знаем, что последнее, в описанной нами ранее схеме, снабжено элементами проявлений голоса (шепот и громкая речь), жеста и иногда перемещения самого оператора.

 

Материальный (т.е. доступный органам чувств) синтез этих проявлений и будет десятою, заключительною Сефирою системы.

 

 

 

III. ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

 

(Низший астральный план, граничащий с физическими неразрывно связанный с ним в части проявлений)

 

Представьте себе воплощенную пентаграмму, оперирующую центрами магнетических (одических) излучений и восприятий. Центры эти неизменно связаны с функциями определенных областей человеческого организма.

 

Средняя часть лба над переносицей – это ваш магнетический Kether. С ним активно связана физическая опора процесса медитации, а пассивно – восприятие чужого центрального взгляда.

 

Когда вы активно оперируете центральным взглядом, то работают фиксированные оси ваших Chocmah (правый глаз) и Binah (левый глаз), объединенные действием медитирующего Kether'а.

 

Можно атаковать центральным взглядом только Chocmah противника, парализуя активность его Kether'а, или одно Binah (парализуя его же восприимчивость).

 

Можно, наконец, защищаться от центрального взгляда взглядом в глаза, поражая чужое Binah своим Chocmah, подставляя добровольно свое Binah под чужое Chocmah и предоставляя, таким образом, исход борьбы учету относительной мощности двух Kether'ов, оперирующих своими поляризованными органами.

 

При желании воспринять чужое внушение в сфере трех высших магических центров, мы, опуская глаза, пассивным сосредоточением подставляем свой Kether под центральный взгляд оператора.

 

При так называемой мужской схеме поляризации флюидов, на которую рассчитаны и предыдущие строки, сефирою Chesed будет магнетизм правой руки, сефирою Geburah – магнетизм левой руки; сефирою Tiphereth – магнетический запас plexus solaris, который мы можем расходовать по произволу, заимствуя из него положительные или отрицательные флюиды; сефирою Netzah – операция сокращения излучений правой ноги для пользования результатом полученной экономии флюидов (-); сефирою Hod – противоположная операция для левой ноги.

 

Роль сефиры Iesod играет запас одической энергии половых органов.

 

Что касается сефиры Malchuth, то ее относят к области магнетической восприимчивости затылка и спины, на которые часто направляется влияние центрального взгляда оператора и одические манипуляции его ручных центров.

 

Считаю долгом упомянуть о пути, соответствующем в нашей схеме средней области канала, соединяющего Iesod с Tiphereth. Пуп не имеет характера эманационного центра, но чрезвычайно вампиричен, как по отношению к положительным, так и по отношению к отрицательным эманациям приставленных к нему одических излучателей (напр. пальца).

 

Этим пользуются для терапевтических целей, соединяя один из полюсов эманации врачующего оператора с областью пупа и приставляя противоположно-поляризованный излучатель к другому сефиротическому центру пациента. Положение другого центра и выбор направления тока зависит от характера симптомов, которые желательно устранить. Выбор их производится по каббалистическим соображениям.

 

 

 

IV ПРИМЕР Применение сефиротической схемык анализу общеэтического сложного проявления

 

Мы уже упоминали, что сефиротический анализ применим и к органам замкнутых систем, лишь бы эти органы могли быть рассматриваемы как замкнутые же системы с той или другой точки зрения.

 

Скажем больше: всякая сфера, всякая область может разлагаться сефиротически постольку, поскольку она рассматривается нами как замкнутая система, даже если мы не успели или не сумели представить эту сферу в том комплексе, который мы именуем Сущностью.

 

Зададимся примером сефиротического разложения того, что на общежитейском языке именуется областью Добродетели.

 

Мы часто называем такие области отвлечениями, отвлеченными понятиями и т.п.

 

Вот как Генрих Кунрат трактует эту область в сефиротическом разложении.

 

Kether'ом проявлений Добродетели он ставит Целомудрие, явно признавая за ним синтетический характер.

 

Положительным полюсом разложения этого Kether'а великий герметист признает Доброту. Она, значит, Chocmah нашей таблицы.

 

Ограничивает он ее отрицательным полюсом Осторожности – Binah нашей системы.

 

В следующем мире (Olam) Доброта отражается элементом Милосердия, а Осторожность – элементом Мужества; бинер последних элементов рождает средний термин – Терпение.

 

Вот вам и весь Olam ha Briah системы, т.е. ее Chesed, Geburah и Tiphereth.

 

Что Доброта отразилась у Kunrath'a Милосердием, этому никто не удивится. Что Целомудрие проявило положительным полюсом Доброту, а отрицательным – Осторожность, объяснить нетрудно: Доброта может быть тут истолкована как идея ограждения другого от опасности падения, а Осторожность – как идея ограждения самого себя.

 

Если Осторожность имела источником Целомудрие, то ее идея самоограждения может в крайних случаях облечься в форму Мужества самозащиты. Состав Терпения понятен.

 

Переходим к следующему миру – Olam ha Jezirah системы.

 

Сефирою Hod будет ограждение Мужества в формальных подпланах астрала; по Кунрату – это Смирение (Humilitas).

 

Сефирою Netzah он ставит Справедливость (очевидно, в смысле воздаяния каждому того, что ему принадлежит).

 

Роль нейтрализующего элемента Jesod играет Умеренность, вполне годная в дитяти супружеству Справедливости со Смирением.

 

Конкретное Malchuth этой схемы Кунрат видит в Страхе Божием.

 

Закончим наш ряд примеров заявлением, что мы в этом курсе, по мере сил и возможности, будем стараться планировать сефиротически затрагиваемые нами области исследования, как ради действительных преимуществ этой схемы, так и из желания с формальной стороны придать курсу каббалистический характер.

 


 

Покинем на время давшие нам уже столь обильный материал разложения 10 = 1 + 9 и 10 = 9 + 1, дабы не оставить без внимания и остальные арифмологические интерпретации десятого мажорного аркана.

 

10 = 2 + 8

Наша Gnosis (2), наша Наука Абсолютного может и должна влиять на формальную обстановку закономерности (8) нашей Каббалы: это мы скоро увидим, когда займемся общей конструктивной схемой Тарота.

 

10 = 8 + 2

Закономерность обстановки (8), хотя бы частной, не только изменяет формы интерпретации науки (2), но может отозваться и на существе ее тезисов. Иначе сказать – частные школы, частные учения нередко вводят в общие системы заключения, добытые в домашней, обиходной обстановке своей ограниченной сферы.

 

В данном случае это разложение недурно интерпретируется как возможность существования частных систем каббалистического исчисления наряду с рассматриваемой нами общей посвятительной схемой.

 

Все мы знаем о системах ономантии, каббализирующих алфавитами, отличными числом знаков от еврейского.

 

10 = 3 + 7

Девиз т.наз. Теософических Школ, ставящих себе задачей развить прежде всего ментальную интуицию первичных причин (3), с тем чтобы она автоматически обусловила в дальнейшем умение ориентироваться в сфере вторичных причин (7).

 

10 = 7 + 3

Девиз т.наз. Магических Школ, рекомендующих прежде всего ознакомление со сферой действий вторичных причин (7) как базою для перехода к первичным (3).

 

10 = 4 + 6

Арифмологическая интерпретация следующего тезиса: "Четыре средних Сефиры надо поставить впереди шести поляризованных Сефир". Действительно, для краткой характеристики процесса порождения Вселенной достаточно назвать 4 средних Сефиры: Корону, Гармонию, Форму и Зародыш Реальности.

 

Остальные 6 Сефир до тех пор оставляют неясность понимания взаимоотношения элементов Вселенной, пока вы не начнете говорить о их нейтрализации попарно, т.е. пока вы не введете средние Сефиры.

 

10 = 6 + 4

В Каббале Соломонова Гексаграмма (6) стоит выше элементарной Rota (4). Иначе сказать, не в реализации символов суть дела, а в их астральной зависимости. Нет нужды, что у меня 22 картинки Тарота, у вас 22 знака еврейского алфавита, а у третьего лица – 22 натуральных иероглифа; важно лишь то, что и там, и тут однообразными определенными методами комбинируют эти знаки и учитывают их сущность.

 

 

 

10 = 5 + 5

Это значит: пять против пяти, и все это определяет какой-то союз, какое-то взаимоотношение двух сторон одного целого. 10 Сефирот Второго Семейства, как вам известно, сгруппировались в 5 Мистических Персон, т.е. Макропрозоп, Отец, Мать, Микропрозоп и его Супруга отражают свои влияния, или, если хотите, имеют своих уполномоченных во всех замкнутых системах Вселенной, а следовательно, и в каждой особи нынешнего падшего, удалившегося от первобытной чистоты, материализовавшегося Человечества.

 

Отражение Высших Мистических Персон в человеке

Чертеж 44

 

Когда мы дойдем до истории падения такового, вы ясно увидите, что если мы теперь как бы берем точку опоры в материи, в этом конечном складе перепутанных иллюзий, то раньше, в первобытном состоянии, мы гонялись не за точкой опоры внизу, а за точкой привеса в Лучезарном Верху. А потому да не удивит вас, что в предлагаемой традиционно-каббалистической таблице – процесса отражения Высших Мистических Персон в составе нынешнего отдельного человека – отражения Принципов расположились в обратном иерархическом порядке.

 

Макропрозоп в составе человека отразился элементом Nephesh (Нефеш) – пограничной областью между нервной системой (физический план) и низшим астральным восприятием (астральный план).

 

Отец отражается элементом Ruach (Руах) – душою в собственном смысле, т.е. комплексом страстей, желаний, способности порождать формы и способности воспринимать и классифицировать таковые.

 

Мать отражается элементом Neshamah (Нешама) – тем, что мы в просторечии называем разумом, интеллектуальностью, идейным гуманитаризмом и т.п.

 

Микропрозоп отражается элементом Chajah (Хайя, (правильнее Хия)) – той частью человека, которая может заставить его познать духовное блаженство.

 

Супруга отражается элементом Jechidah (Ехида, (правильнее Йехида)) – тем в человеке, что объединяет его с Божеством.

 

Мы видим, что в перечень элементов состава человека не вошли чисто материальные элементы: его тело, жизненная сила крови и т.п. Вошло лишь то, что определяет характер циркуляции нервного флюида. Этот элемент назван Nephesh, и эта "животная душа" поставлена ниже всех элементов.

 

Итак, Каббала проникнута идеей, что человек, хотя бы и падший, все же крепче связан с Небом элементом Jechidah, чем с Землею элементом Nephesh.

 

Для краткости и удобства характеристики этих элементов я соединю их в таблицу, содержащую 3 объяснительных столбца.

 

Название элемента Полярная характеристика его как деятеля Сфера компетенции элемента в научной области Общеупотребительные термины для обозначения проявлений, определяемых в человеке соответственными элементами
Nephesh Пассивен
по отношению к внешнему миру
Факты и их регистрация Порода
Ruach Андрогинен
по отношению к внешнему миру
Законы и их формулировка Личность
Neshamah Активен
по отношению к внешнему миру
Принципы и их постановка Человек
Chaja Андрогинен:
связывает Neshamah с Jechidah
Высший influx (Интуиция Истины) Эманация Божественных начал
Jechidah Пассивен
по отношению к Архетипу
Слияние с Абсолютной Истиной Тождество с Архетипом
Примечания к таблице

Nephesh пассивен по отношению к внешнему миру в том смысле, что он, как автоматический счетчик, однообразно (у одной и той же породы) передает восприятия фактов душе.

 

Ruach оценивает факты сообразно личным психологическим особенностям воспринимающего. Личность, конечно, влияет и на формулировку законов, выводимых из фактов.

 

Законы объединяются в принципиальные суждения, уже принадлежащие человеческому Neshamah, определяющему однообразно общечеловеческую логику вплоть до того (включительно), что мы именуем трансцендентною областью. В трансцендентальной же области уже оказывается влияние высшего Инфлукса Духа Chajah, могущего привести человека к сознанию в себе элемента Jechidah.

 

У особей одной породы сходные Nephesh. У того, что мы называем "схожими личностями" – схожие Ruach. Логическая аргументация возможна благодаря существованию общечеловеческого Neshamah. Взаимопонимание и братская солидарность Блаженных определена общностью Chajah; а конечная Реинтеграция возможна благодаря Jechidah.

 

Neshamah (в тесном смысле этого слова), Chajah и Jechidah в их совокупности часто именуются в Каббале термином Neshamah в широком смысле этого слова, и тогда этот термин окажется равнозначащим нашим терминам mens, ментальность.

 

В этом случае Ruach будет эквивалентна термину астросом, а Nephesh – термину фантом.

 

Покончив с арифмологическим разложением аркана, вернемся к его символической картинке.

 

Центральную ее часть занимает колесо. Это колесо синтезирует несколько представлений, из которых наитипичнейшее для профана есть представление о т.наз. Мировой Мельнице, перемалывающей в физическом плане элементы одних жизней для возвращения других: то все нивелирующей, то возносящей один край в ущерб другому, беспощадной, строго закономерной и... жалко-иллюзорной, подобно плану, в котором она действует.

 

Истинный герметист, презрительно улыбаясь, наблюдает ее работу, и если пользуется ею для Алхимического Делания, то созерцает наше колесо Фортуны в упрощенной схеме его скелета – Элементарной Rot'ы Azoth'а, Серы, Соли и Меркурия.

 

Но в колесе десятого аркана скрыта и астральная Rota, вращение которой доступно лишь наблюдению человека, изощрившегося одновременно в метафизической спекуляции и в этическом герметизме. Эта Rota в своем круговращении формально определяет гигантский комплекс переходов, превращений, порождений; комплекс тонких, глубоких проявлений, преподаваемый нам Священной Каббалой.

 

 

 

Как я уже говорил, инструменты этой Каббалы, для передачи их грядущим поколениям, вручены были на сохранение профанам и Посвященным в виде колоды цыганского Тарота в 78 листов. Ныне уместно заняться этими листами.

 

56 из них носят название "минорных арканов"; остальные 22 – "мажорных арканов".

 

Минорные арканы представляют в своей совокупности картину развития схемы ХеВавХеЙуд в мире формальных порождений еще не падшего Человечества, для которого Великое Делание было натуральным ремеслом, обычным занятием, отчетливо им постигаемым во всех его фазах.

 

Мажорные арканы – это тот комплекс представлений уже падшего Человека, который позволяет ему "в поте лица своего" постигать затемненный для него закон ХеВавХеЙуд , очищать свое миросозерцание, отделять пшеницу от плевел, ценою ошибок доходить до относительных истин и тернистою тропою этих относительностей медленно восходить к Абсолюту между Сциллой Человеческой гордости и Харибдою Человеческих разочарований.

 

Вы видите, что термин "минорный" приложен к группе в 56 арканов лишь по недоразумению.

 

Минорные арканы метафизически чище мажорных; они, вдобавок, метафизически раздельны; конструктивная схема их комплекса ясна; математик сказал бы, что эти переменные стоят в строго определенной функциональной зависимости друг от друга.

 

В мажорных же арканах все как-то неопределенно; они порождают друг друга по каким-то туманным законам; они подобны клавиатуре, которую можно настроить по терциям или квинтам, но можно настроить и по октавам, помня при том, что настройщик пользуется несовершенством органа нашего слуха как базою для своей работы.

 

Короче сказать – минорные арканы суть точное развитие клише ХеВавХеЙуд, а мажорные – спутанное, приспособленное, приноровленное к миру иллюзий и неполных пониманий.

 

Займемся же, прежде всего, минорными арканами.

 

56 листов их колоды распадаются на 4 масти по 14 карт в каждой.

 

Трефы (жезлы) символизируют Йуд .Червы (чаши) символизируют первое Хе.Пики (мечи) символизируют Вав.Бубны (круги или пантакли) символизируют второе Хе.

Где, в каком семействе, взять эти элементы?

 

Мы будем их относить к влиянию отдельных Персон Первого (Трансцендентального) Семейства.

 

Итак – Жезлы определяют влияние Высшего Jod'а, Трансцендентальной Любви. Влияние это преломляется во всех Сефирах Второго Семейства.

 

Мы будем интересоваться им, как и другими влияниями, лишь в пределах Сефиры Chocmah, в которой пребывали наши души до падения, образуя синтетичного Мирового Человека.

 

Жезлы, следовательно, вызовут в нас представление о том, что в Душах должно быть относимо к влиянию этого Jod, т.е. об активной вниз (т.ск. об оплодотворяющей) Любви. Эта Любовь играет роль Первого Толчка во всех начинаниях любой замкнутой индивидуализированной системы. Здесь это будет Первым Толчком Души к чему бы то ни было.

 

Чаши, как преломление Первого Хе (He) Трансцендентальной Жизни, Высшей Любви снизу вверх, Высшей Аттрактивности, займут второе место в колоде.

 

Мечи, преломление влияния Логоса, опять внесут элемент Любви, но Любви андрогинной, Любви, порождающей Жизнь по образцу собственного порождения. Ведь Вав (Vau) проявляется как Архитектор Вселенной потому, что Он сам был порожден Точкой над Jod процессом поляризации. Он – Продукт Сочетания Активной и Пассивной Любви, и Он так сильно любит Верх, что решился, наподобие Верхней Точки, активно любить вниз.

 

Мечи для нас – символ передачи Логосом Жизни Матери посредством подобия любви Отца.

 

Круги – влияние Второго Хе (He) на Души. Второе He Первого Семейства характеризует себя эманацией 10 Сефирот Второго.

 

Эманация была первою стадией реализации; точнее – реализация есть лишь грубая аналогия Первичной Эманации.

 

Трансцендентальное проявило себя Трансцендентным; Трансцендентное дало себя знать Формальным; Формальное конденсировалось в Реальное.

 

 

Сохраним для удобства грубый конкретный термин "Реализация" и будем его прилагать к Бубнам.

 

В каждой из четырех мастей мы имеем прежде всего 4 фигурных карты, символизирующие действующих лиц, проводящих идею масти. Кроме того, масть заключает в себе 10 очковых карт (от туза до десятки), соответствующих 10 Сефирам влияния масти.

 

Займемся прежде всего фигурными картами 4-х мастей.

 

В каждой из мастей имеются: своя персона Йуд (Jod) – Король; свое первое Хе (He) – Дама; свое Вав (Vau) – Кавалер; свое второе Хе (He) – Валет, служащий передатчиком влияния масти.

 

(В новейших колодах игральных карт утрачены кавалеры и сохранились лишь фигуры короля, дамы и валета).

 

Каждая из этих четырех фигур уполномочена оперировать в области 10 Сефирот масти. Таким образом, применение Сефирот каждой масти насчитывает 4 x 10 = 40 фаз. Общее число фаз для всей колоды будет, следовательно, 160, если мы, как было предложено, ограничимся анализом преломлений влияния Первого Семейства в сефире Chocmah. Если ввести и остальные Сефиры, то мы насчитаем 1600 фаз.

 

В этом курсе мы удовольствуемся разъяснением значений 16 фигурных карт и заголовками Сефиротических очковых листов по всем 4 мастям.

 

АНАЛИЗ 16 ФИГУРНЫХ КАРТ
Жезлы

1. Король Жезлов получит заголовок Отец, в смысле Иерарха, как бы служащего исходной точкой применения Власти.

 

2. Дама Жезлов есть просто Супруга Отца, необходимая ему для порождения третьей фигуры –

 

3. Кавалера Жезлов – Деятеля по передаче Власти, оперирующего через

 

4. Валета Жезлов, т.е. Слугу Власти.

Чаши

2. Дама Чаш является важнейшей картой своей масти, вследствие присущей ей роли Самостоятельной Аттрактивности.

 

1. Король Чаш есть лишь Супруг Дамы, необходимый ей для порождения

 

3. Кавалера Чаш, т.е. Посредника по привлечению к делу внешних элементов, оперирующего помощью

 

4. Валета Чаш – Слуги Аттрактивности.

 

Мечи

3. Кавалер Мечей – Деятель по передаче Жизни – является важнейшей картой своей масти.

 

1. Король Мечей – Отец передачи Жизни и

 

2. Дама Мечей – Мать передачи Жизни, нужны лишь для порождения Кавалера, оперирующего через

 

4. Валета Мечей – Слугу передачи Жизни.

 

Круги

4. Валет Кругов, или Слуга Детей, доминирует в своей масти; ведь реализация оценивается по результатам.

 

1. Король Кругов – Отец-Реализатор и

 

2. Дама Кругов – Госпожа Детей, породившие

 

3. Кавалера Кругов – Деятеля по объединению индивидуальностей, входящих в состав сложных организмов, вместе с ним как бы остаются в тени, уступая место Валету, Исполнителю черной работы.

 

  Жезлы = Трефы Чаши = Червы Мечи = Пики Круги = Бубны
Jod или Жезлы 1-е He или Чаши Vau или Мечи 2-е He или Круги
Jod Жезлы Жезлы
Король Жезлов
или Жезл Жезлов
Чаши Жезлы
Король Чаш
Мечи Жезлы
Король Мечей
Круги Жезлы
Король Кругов
He Жезлы Мечи
Дама Жезлов
Чаши Чаши
Дама Чаш
Мечи Чаши
Дама Мечей
Круги Чаши
Дама Кругов
Vau Жезлы Мечи
Кавалер Жезлов
Чаши Мечи
Кавалер Чаш
Мечи Мечи
Кавалер Мечей
Круги Мечи
Кавалер Кругов
He Жезлы Круги
Валет Жезлов
Чаши Круги
Валет Чаш
Мечи Круги
Валет Мечей
Круги Круги
Валет Кругов

 

Чертеж 45

Таблица фигур четырех мастей

 

 

 

Лекция XVI

 

ДЕСЯТЫЙ АРКАН

(продолжение)
АНАЛИЗ ОЧКОВЫХ КАРТ
Жезлы
  1. Туз – Kether Жезлов – метафизический синтез активной Любви вниз – удобней всего интерпретируется как Колесо Тарота. Не будь Первого Толчка этой Активной Любви, не было бы Вселенной, не было бы Tarot'a, или, лучше сказать, Колесо Арканов существовало бы потенциально, но не вертелось бы, и некому было бы его воспринимать.
  2. Двойка – Chocmah Жезлов – Мудрость Первого Толчка, его Экспансивность, так как она воспринимается в Сефире Человеческих Душ. По Элифасу Леви, это будет "Помощь Спасителя". Конечно, он этим хочет указать на Великое Клише ХеВавШин, КаббалаХеЙуд, о котором я имел случай с вами говорить.
  3. Тройка – Binah Жезлов – Разум вещей Первого Толчка, ограничивающий его Мудрость, т.е. объем всего того, что мы ожидаем от Спасительного Клише ХеВавШин, КаббалаХеЙуд , надежда на Реинтеграцию.
  4. Четверка – Chesed Жезлов – Милосердие Первого Толчка, отражение влияния ХеВавШин, КаббалаХеЙуд в плане человеческой этики, в плане астральных целей и эгрегоров. Иначе сказать – клише HeVauShinHeJod как Центр Эгрегора, как Отец Церкви.
  5. Пятерка – Pechad Жезлов – Закономерность Первого Толчка, ограничивающая его Милосердие. Но что же ограничивает спасительное экспансивное процветание Церкви верующих? Да конечно причины этического характера, заставляющие в данный момент считать желательным поддержку жизни Эгрегора; совокупность этического подъема, который он может доставить в данную эпоху.
  6. Шестерка – Tiphereth Жезлов – Гармония, Красота Первого Толчка, дитя, порожденное сочетанием наличности Церкви и этического ее влияния. Конечно, это то утешение, та поддержка, которую Эгрегор дает своим адептам и которая в примере Христианской Церкви доставила столько блестящих эпизодов мученичества, обращавших неверных именно красотою и гармонией своих проявлений. Вспомните историю. Редко язычник изъявлял желание проникнуть в метафизику Христианства до того, как собственными глазами убеждался в наличности внутренней гармонии сердец его самоотверженных представителей. В Эгрегор некоторой Идеи профанов втягивает чаще ее Tiphereth, нежели ее Kether.
  7. Семерка – Netzah Жезлов – Победа Первого Толчка, т.е. победа Иерархического Закона, установление Иерархии везде и во всем; так сказать – единственное мерило величия.
  8. Восьмерка – Hod Жезлов – Покой (Слава) Первого Толчка, то, на чем можно остановиться, отдохнуть после установления Иерархического Начала. Этот Покой надо отождествить с признанием существования Верхней Точки Треугольника Фабра д'Оливе, с признанием роли того, что мы называем Провидением во Вселенной и что имеет представителем Совесть отдельной человеческой особи. Если есть во всем Иерархия, то надо прислушиваться к своей Совести; нельзя ее игнорировать.
  9. Девятка – Iesod Жезлов – Форма Первого Толчка, результат сочетания Иерархии с Успокоением, даруемым Совестью. Это будет та ориентировка, которую нам доставляет Совесть, когда мы ее указания признаем Светом, иерархически нисходящим в цепи сущностей, отделяющих нас от Первой Причины.
  10. Десятка – Malchuth Жезлов – Реальность Первого Толчка, инкарнация синтеза элементов, заключенных в первых десяти Сефирах; то, что позволяет нам восходить от конкретного мира к идее Первого Толчка.
Чаши
  1. Туз – Kether Чаш – метафизический синтез того, что в Сефиру Chocmah Второго Семейства вносит Трансцендентальная Жизнь, – проявление Жизненности; того, что притягивает к себе Первый Толчок и что приспособлено к его принятию.
  2. Двойка – Chocmah Чаш – Мудрость Аттрактивной Любви, стремление захвата Жизненного Высшего Инфлукса, короче – стремление спастись.
  3. Тройка – Binah Чаш, ограничивающая это стремление; Благость Божия, представленная даруемыми Ею спасительными элементами.
  4. Четверка – Chesed Чаш – экспансивное отражение желания спастись – стремление благодетельствовать в связи с заразительностью этого стремления.
  5. Пятерка – Pechad Чаш, ограничивающая предыдущие стремления, обязанность не покидать облагодетельствованного и продолжать благодеяния, не разбрасывая их другим; умение отчетливо занумеровать свои привязанности и знать наперед, кем кому и чем чему пожертвуешь в случае надобности.
  6. Шестерка – Tiphereth Чаш – Терпение в альтруистических проявлениях, являющееся плодом сочетания двух предыдущих Сефир.
  7. Семерка – Netzah Чаш – Победа тонкого над плотным в альтруизме – идейность в любви.
  8. Восьмерка – Hod Чаш – перманентность плана в идейной любви.
  9. Девятка – Iesod Чаш – готовая форма, отлитая для аттрактивной любви.
  10. Десятка – Malchuth Чаш – конкретный синтез предыдущих сефир, реализация акта притяжения.
Мечи
  1. Туз – Kether Мечей – исходная точка процесса передачи жизни, оплодотворение заимствованными жизненными элементами.
  2. Двойка – Chocmah Мечей – определенность в целях передачи жизни.
  3. Тройка – Binah Мечей – определенность замкнутой системы (мельницы), в которую передается жизнь.
  4. Четверка – Chesed Мечей – ровность проявлений передачи жизни; отражение определенности в целях.
  5. Пятерка – Pechad Мечей – планомерность результатов передачи жизни, отражение определенности замкнутой системы.
  6. Шестерка – Tiphereth Мечей – красота переданной жизни.
  7. Семерка – Netzah Мечей – Победа передающего импульса над косностью среды, в которой насаждается жизнь.
  8. Восьмерка – Hod Мечей – адаптация результатов победы к общему характеру среды.
  9. Девятка – Iesod Мечей – формы развития переданной жизни.
  10. Десятка – Malchuth Мечей – инкарнация переданной жизни.
Круги
  1. Туз – Kether Кругов – исходная точка реализации – Первичная Материя в области алхимической и Первичный астросом в области этического Герметизма.
  2. Двойка – Chocmah Кругов – поляризация материи в области алхимической; грандиозный Бинер Рока и Воли в области этического Герметизма.
  3. Тройка – Binah Кругов – принцип нейтрализации полюсов в области алхимической; Треугольник Fabre'a d'Olivet в области этического Герметизма.
  4. Четверка – Chesed Кругов – конденсация по динамическому закону в алхимии; Герметический Кватернер, символизируемый Крестом, в этическом Герметизме.
  5. Пятерка – Pechad Кругов – доминация энергетического начала (квинтэссенции) над четырьмя элементами в алхимии; рождение Пентаграммы в этическом Герметизме.
  6. Шестерка – Tiphereth Кругов – установление двух токов, эволютивного и инволютивного, в алхимии; проблема двух путей в этическом Герметизме.
  7. Семерка – Netzah Кругов – проникновение тонкого в плотное в алхимии; победа тройки над четверкой (Духа над формой) в этическом Герметизме.
  8. Восьмерка – Hod Кругов – установление периодов формации в алхимии (фазы изменения Философского Камня); условный закон и Натуральная Карма в этическом Герметизме.
  9. Девятка – Iesod Кругов – общая схема эволюции материи в алхимии, открывающаяся при т.наз. процессе сублимации; общая картина Посвящения, открывающаяся в этическом Герметизме при передаче Преемственного Инфлукса.
  10. Десятка – Malchuth Кругов – трансмутация материи, как реальность в алхимии (процесс применения готового Красного Порошка к трансмутации сплава); возвращение Посвященного в мир для трансмутации нравов общества, – в области нравственного Герметизма.

 

 

Вас, конечно, уже поразило то обстоятельство, что Очковые Арканы бубновой масти так близки по заголовкам своим к десяти первым, уже изученным нами, Мажорным Арканам Тарота.

 

Это просто объясняется тем, что бубновая масть, преломление Валета Первого Семейства, служит как бы органом произвождения Мажорных Арканов системою Минорных.

 

Я бы позволил себе сказать, что Минорные Арканы масти бубен дают схему понимания Человечеством Реализационного Мира в ту пору, когда оно еще не пало; первые же 10 Мажорных Арканов соответствуют пониманию тех же истин уже падшим Человечеством. Если умыть первые 10 Мажорных Арканов и соскоблить с них корочки, то как раз получатся бубновые Очковые Арканы в их натуральной последовательности.

 

Но пора перейти к Мажорным Арканам. Я сообщу вам их в нормальном порядке знаков т.наз. еврейского алфавита и, параллельно этим знакам, укажу их числовые значения, а равно и иероглифы, присвоенные им в античной Посвятительной практике. Эти иероглифы дадут мне возможность хотя бы беглым и несколько неполным образом развить систему заголовков еще не изученных нами арканов в областях Теософического Тернера. Заголовки эти мне безусловно необходимы для ознакомления вас с общей картиной каббалистических спекуляций и решения примерных задач на таковые спекуляции.

 

Таблица Мажорных Арканов

 

Номер
Аркана
Знак
алфавита
Название
Аркана
Числовое
значение
знака
Иероглиф
1 Aleph Aleph 1 Человек (Мужчина)
2 Beth Beth 2 Рот человека
3 Ghimel Ghimel 3 Берущая ладонь руки
4 Daleth Daleth 4 Грудь (кормящая)
5 He He 5 Дыхание
6 Vau Vau 6 Глаз; ухо
7 Zain Zain, Sain 7 Стрела (летящая прямолинейно по определенному направлению)
8 Cheth Cheth 8 Поле (то, что можно возделывать)
9 Teth Teth 9 Крыша, кровля (как защита от ненастья)
10 Jod Jod 10 Указательный палец
11 Caph Caph 20 Крепко сжимающая что-либо ладонь руки
12 Lamed Lamed 30 Распростертая рука
13 Mem Mem 40 Женщина
14 Num Nun 50 Плод
15 Samech Samech 60 Стрела (движущаяся по окружности)
16 Ain Ain 70 Вещественная связь
17 Phe Phe или Pe 80 Рот с языком
18 Tzade Tzade 90 Крышка (нечто придавливающее, стесняющее свободу, мешающее пробиться к свету)
19 Coph Coph 100 Топор
20 Resh Resh 200 Голова человека
21(0) Shin Shin или Sin 300 Стрела (в прямолинейном колебательном движении)
22 Thau Thau 400 Грудь (в смысле – всеприемлющее лоно)

 

Заголовки первых десять Арканов уже сообщены. Мне остается развить идеи иероглифов остальных двенадцати с целью вывода их заголовков.

 

XI-й Аркан имеет иероглифом крепко сжимающую что-либо ладонь руки. Явное указание на наличие силы. Сила эта в областях Теософического Тернера дает натурально заголовки: Vis Divina, Vis Humana, Vis Naturalis, не требующие дальнейших комментариев.

 

XII-й Аркан – распростертая рука, схожая по форме (если согнуть в локте) со знаком Lamed, будет выражать стремление к экспансивности, быть может, даже за счет равновесия фигуры, простирающей руку. Это наводит нас на идею жертвы, подарка за счет собственных интересов, уступки собственной жизненной силы. Жертва Архетипа дает мне заголовок Messia; жертва человеческая выливается в форме милосердия – Caritas; жертва Природы – в форме даримой нам солнечной энергии, доставит заголовок – Zodiacus.

 

XIII-ый Аркан своим иероглифом – женщина – вызывает ассоциативно идею смерти и возрождения. Женщина есть среда, обусловливающая процесс утробной жизни младенца, его смерти для этой утробной жизни, совпадающей с началом новой жизни в атмосфере. Идея смерти и возрождения в применении к Архетипу дает Аркану заголовок – Immortalitas или Permanetia in essentia; примененная к человеку, она вызывает представления Mors et Reincarnatio; в Природе, как бы вечно возрождающейся в новых видах, является энергия в ее многообразных превращениях; третьим заголовком напишем – Transmutatio virum, сохраняя терминологию Гельмгольца.

 

XIV-й Аркан – Плод, то, что получено при помощи Женщины; то, что вытекает из XIII-го Аркана. Плодом метафизической перманенции основных тезисов является возможность дедуктивных систем – Deductio; плодом цепной последовательности воплощений человеческих сущностей – возможность герметической обработки души, так сказать – ее гармонизации – Harmonia Mixtorum; к законам превращения и сохранения энергии тесно примыкают вопросы об обратимости процессов – Revers ibilitas.

 

XV-й Аркан, Стрела, движущаяся по окружности, естественно, вызывает представление об области, нахождение в которой ставит нас в необходимость встречи с этой неумолимой стрелой при всякой попытке перешагнуть окружность. Такие стрелы имеются для человека как обязательные к приему дары трех областей Теософического Терненра. Архетип не хочет выпускать нас из заколдованного круга Логики нашего метафизического строя – Logica; человеческий астросом носит в себе элементы страстей и наклонностей, о которые он сам же спотыкается в своих стремлениях к расширению и утончению; этот заколдованный круг есть библейский Змей Nahash, традиционный соблазнитель; Природа дарит нас кольцом фатальных проявлений, составляющим подчас непреодолимую преграду в данной инкарнации; это – Fatum, третий заголовок нашего Аркана. Заметьте, что XV Аркан вытекает натурально из XIV-го: дедукция опирается на логику; этический герметизм не может игнорировать техники борьбы со страстями; законы обратимости процессов теснейше связаны с проявлениями фатума.

 

XVI Аркан имеет иероглифом вещественную связь; я бы точнее сказал – связь в состоянии натяжения, как это понимается в механике; связь, характеризующуюся наличием определенной реакции. Предшествующий аркан имеет главнейшим назначением порождение подобных связей. Логика в своих приемах исключает бесповоротным образом то или другое допущение; это – Eliminatio logica. Наличие тех или других tourbillons вынуждает определенный астросом проявлять себя определенными уже формами; это – Constrictio astralis, основа всей церемониальной Магии. Беспощадный фатум разрушает наикрепчайше обоснованные реальности; это Destructio physica.

 

XVII-й Аркан – рот с языком, говорящий рот, который только надо уметь слушать. Мы хорошо слушаем язык Архетипа, выливающийся в форме Надежды – Spes, даже тогда, когда все вокруг нас молчит или предрекает гибель. Если мы достаточно сенситивны, то мы умеем не прозевать и язык человеческой интуиции, часто могущий нас предупредить, оградить и спасти. Вот вам второй заголовок – Intuitio. Древние народы в периоды первобытной простоты жизни и близости к природе обладали в большей мере способностью слушать живую речь этой самой природы и не нуждались в сложных приемах, которые теперь руководят нами в области Натуральной Дивинации. Да будет третий заголовок вообще – Divinatio naturalis. Тут и астрология, и физиогномистика, и хиромантия, и френология, и все что хотите. XVII-й Аркан – естественное пассивное добавление к активному XVI-му. Недостаточно убедиться логически; часто нужна и надежда. Недостаточно принудить астрально – надо иметь такт и интуицию для суждения об уместности принуждения и о его форме. Недостаточно знать, что фатум беспощаден в физическом плане, – надо уметь предугадать форму его беспощадности дивинационными методами.

 

XVIII Аркан – крыша, но не как проекция восьмого аркана, а как нечто придавливающее, стесняющее свободу, затемняющее миросозерцание; крыша в том смысле, в каком говорят – "тебе крышка". Мы видим, что арканы в прогрессивной своей материализации достигли крайней степени плотности, порождающей уже элемент стеснения самим фактом своей материальности. Мы выслушали речи трех ступеней Теософического Тернера, но в речах этих найдем и стесняющие нас элементы. Надежда хороша, но ждать чего-нибудь мы можем лишь от Того, Что доминирует нас иерархически, – Hierarchia occulta. Интуиция оказывает услуги, но она же даст нам понять, что у нас имеются тайные враги – Hostes occulta. Гадание дает иногда (очень редко) полезные указания; чаще всего оно настораживает нас, заставляя думать о физических опасностях – Pericula occulta.

 

XIX Аркан своим символом топора дает возможность прорубить окно в крыше XVIII-го; узреть свет, получить надежду на совершенствование, на Реинтеграцию в Мир Минорных Арканов. Но в чем этот топор? – Закон Иерархии приведет нас сквозь крышу диалектики к созерцанию Света плодотворной истины – Veritas facunda. Нежелание иметь врагов выработает в нас все грани альтруизма, столь красиво ограничивающие то, что именуется Человеческой Добродетелью – Virtus humana. Опасности распыления благородной материи, преждевременного разрушения тела и т.п. заставят нас думать о проблеме Философского Камня и Жизненного Эликсира. Вот вам и третий заголовок – Aurum Philosophale.

 

XX Аркан – голова человека; та голова, которая должна будет применить Свет, добытый работой топора предыдущего аркана. Архетип потянет нас к эволюции своей притягательной мощью – Attractio Divina. Сами мы герметической работой достигнем астрального перерождения, позволяющего целесообразно распоряжаться человеческими добродетелями.

 

Это перерождение назовем – Transformatio astralis. Природа нам поможет переменами обстановки в физическом плане, с закономерным параллелизмом следующими за нашими плодотворными попытками астрального совершенствования. Вот вам и третий заголовок – Mutationes in tempore (перемены во времени).

 

XXI Аркан (называемый многими Нулевым, вследствие исключительной типичности его содержания, резко отличающегося от материала остальных арканов) имеет иероглифом стрелу в прямолинейном колебательном движении. В предыдущем аркане определялась схема восхождения к Свету. Но недостаточно схемы освобождения, когда сидишь в загородке или под крышей. Надо уметь разрушить крышу, но, разрушая ее по частям, надо уметь поддержать участки, смежные с разрушенными, чтобы не быть ими придавленным. Одним словом – надо знать тайну строительства, тайну реализации, тайну действия, тайну закрепления. Эта тайна не представляет из себя угрозы замкнутого кольца, подобно XV-му аркану. Нет. Это просто грань, на которую рано или поздно надо ступить и в которой летают стрелы в том и другом направлении. Блажен тот, кто сумеет утилизировать стрелу, летящую от него; горька участь того, кто станет под стрелу, стремящуюся ему навстречу. Аркан Shin принадлежит к первичным тайнам. Его провел Архетип, эманируя Olam ha Aziluth. Да будет же первым заголовком слово – Radiatio в применении к валету Первого Семейства. Аркан Shin реализуется и человеком в ту пору, когда его астросом сопрягается со знаком, эгрегорически порождаемым цепью пентаграмм и потому имеющим реализационную силу. Вторым заголовком поставим слово – Signum, в смысле устойчивого астрального символа. Природа не чужда аркану Shin в своей деятельности: она проводит его в том, что мы называем – материализацией форм. Materia и будут третьим заголовком.

 

XXII Аркан представит собою синтез результатов применения знания предыдущих арканов. Это – Аркан Великого Делания, позволяющий перейти в мир Трефовой Масти Минорных Арканов. Его иероглиф – грудь, в смысле всеприемлющего лона, – достаточно выразителен, чтобы оставить его без толкования. Обращу ваше внимание лишь на одно обстоятельство. От Минорных Арканов к Мажорным вы перешли мастью Бубен (Кругов); от Мажорных к Минорным вы переходите четырьмя последними Мажорными Арканами, резюмирующими плоды жизненной мудрости. Мы не сообщили еще заголовков XXII Аркана. Их легко предугадать. В мире Архетипа – это чета Верхнего Треугольника Великого Аркана, это – Метафизический Абсолют – Absolutum. В мире человека Аркан сведется к среднему шестиугольнику двойного воздействия на астрал, к тому, что можно назвать астральным применением Великого Делания – Adaptatio Operis Magni. В мире Природы Аркан сведется к натуральному Всемогуществу Элементарной Роты – Omnipotentia naturalis.

 

Вот что я имел вам сказать о заголовках Мажорных Арканов.

 

По поводу последних мне остается лишь дать разъяснение сходства иероглифов различных арканов в цепи 22-х, позволяющее при беглом обзоре системы сократить число арканов до 16-ти. Сокращение это нежелательно в посвятительном смысле, но довольно назидательно с филологической точки зрения.

 

Знаки Beth (произношение латинского b) и Пе, Пэй (произношение лат. ph) имеют иероглифом рот. Знаки Гимел (g) и Каф, Каббала (k, kh) имеют иероглифом ладонь. Знаки Далет (d) и Тау, Тав, Тау-Крест, Каббала (th) имеют иероглифом грудь. Знаки Зайн, Литера иврита Зайн (z, tz, s), Самех, Каббала (s) и Шин, Каббала (наше "ш" или лат. s), имеют иероглифом стрелу. Знаки Тет (t) и Цадди, Цадде (tz или наше "ц") имеют иероглифом крышу.

 

Все это уменьшает число знаков до шестнадцати, позволяя предполагать, что в известную эпоху иероглиф "рот" изображал два губных звука, считавшихся родственными; иероглиф "ладонь" – два гортанных, также близких по произношению; иероглифы "грудь" и "крыша" соответствовали двум типам звуков, подходящих к тому, что мы, арийцы, называли зубными, а иероглиф "стрела" был излюбленным символом шипящих и свистящих.

 

 

К этой Лекции Г.О.М. приводятся в качестве иллюстрации один вариант изображения Первого Аркана. Наверху, под заглавием, представлена работа, нарисованная неизвестным художником, для издания «Курса Энциклопедии Оккультизма», выпущенного в Шанхае Русским Оккультным Центром, что имело место быть в 1937 году.

В издании Русского Оккультного Центра к каждому из изображений Старших Арканов, кроме того, приводилось оригинальное описание. В случае Первого Аркана описание было следующим:

"Фон - внутренняя часть многоцветной, радужной сферы. Нижняя часть картины - свинцово-серое, беспенно-волнующееся море. В самой середине, где волны образовали полукруглую впадину, подымается золотой стержень, обвитый, как кадуцей, двумя серебристыми змейками. К середине стержня прикреплено колесо неопределенного цвета. В него вписана гексаграмма с восходящим светлым и нисходящим темным треугольниками, с правой руки поднимается по колесу Германубис (человеческая фигура с собачей головой), держа в вытянутой правой руке золотой кадуцей Гермеса; с левой стороны колеса спускается вниз Тифон (черновато-красное ящеровидное чудовище с человеческим искаженным злобою лицом); в правой передней лапе он держит обращенный вниз трезубец, изумрудно-зеленый хвост обвивает обод колеса и служит основанием площадки, на которой лицом вперед лежит крылатый сфинкс натуралистической расцветки. Человеческий лик его бесстрастен, спокоен и строг. В правой руке-лапе он держит длинный нож лезвием вверх".

 

 

 © Г.О.М.

Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.

 

  <<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>


Back to Top